Митрил: Истории мистера Толкина!

Объявление

Третий слайд

Главная<- Навигация -> Друзья


111
112
113

Добро Пожаловать!


Проект "Митрил: Истории мистера Толкина!", а также игровой проект "Битвы Последнего Союза", рад видеть новые лица в нашем дружном колективе! МЫ надеемся что посещение нашего форума не оставит вашей памяти плохих воспоминаний, но принесёт вам новые впечетления, веселье и приятную игру среди друзей. Удивительный мир Профессора Толкина только начинается, ибо он оставил нам еще множество загадок.

***
Игра проходит B-тестирование. Спешите принять участие!

***
На форум требуются мастера знающие канон, а также аватаромейкеры. Очень рады хорошему, активному колективу!

***
В игру требуются: Саурон, Элендиль, Гил-Гэлад, Исильдур, Анарион, Охтар и другие!


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Эльфы

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Народы эльфов

В квадратных скобках даны соответствующие названия на синдарине, Вне скобок, как правило - на квенья. В круглых скобках также часто дается русский перевод. Буквой "з" обозначается межзубный звук "dh".

Вся раса эльфов (потомки тех, кто проснулся у Куивиенен) от пробуждения делилась на три народа - Миньяр [Минил] ("первые"), Татьяр ("вторые"), Нельяр ("третьи"). После призывов Ороме все эльфы разделились на тех, что отправились в Валинор, (Эльдар) и тех, что остались (Авари).

В первом клане - Миньяр - не было Авари, весь этот народ отправился в Великий Поход и добрался до Валинора. Их называли также Ваньяр (переводится примерно как "светлые" или "прекрасные" - это имя им дали Нолдор за желтые и золотые волосы). Их называли также "благословенные эльфы", "эльфы копья", "эльфы воздуха", "друзья богов", "святые эльфы", "дети Ингве", "прекрасный народ", "эльфы света", к ним применялись эпитеты "белые" и "бессмертные".

Во втором клане Эльдар и Авари было примерно поровну. Те, кто ушел, добрались до Валинора без помех, но большая их часть впоследствии вернулась в Белерианд после затемнения Валинора. Слово Нолдор [Гоэлиз, но Нолдор не любили этого синдаринского названия и те, кто был с ними дружен, не употребляли его] ("мудрые") было, по-видимому, именем всего второго клана, данным другими кланами, но, насколько известно, Авари из этого клана никогда не применяли к себе этого имени, так что обычно "Нолдор" обозначает лишь Эльдар второго клана. Нолдор называли также "золотыми", "доблестными", "эльфами меча", "эльфами земли", "врагами Мелькора", "умелыми в искусствах рук", "камнеделами", "товарищами людей", "последовавшими за Финве" и "эльфами глубин". Те из них, кто вернулся в Белерианд, называли себя Этьянголди ("Нолдор-изгнанники"). Всех эльфов, когда-либо живших в Амане, называли также [Лехинд] ("огнеглазые") за пронзительно яркие глаза.

Третий клан был самым многочисленным. Их назвали Линдар [Глиннил] ("поющие") и Нендили ("любящие воду"). Те из них, кто участвовал в Великом Походе, назывались Tелери ("те, что в хвосте, самые последние"). Часть Телери в процессе Похода отказались продолжать путь - их называли Нандор [Данвайт] (вероятно "те, кто изменил своему слову или решению"), в особенности тех, что остановились перед Хитаэглир и ушли с Ленве. Те, кто продолжили путь, но по тем или иным причинам остановились в Белерианде и не пересекли Великое Море, назывались Синдар. Телери, дошедшие до Валинора, получили название Фалмари (вероятно, "морские эльфы"). Те из Нандор, кто в конце концов попал в Белерианд, назывались Лайквенди [Лаэгрим, Лаэгелрим] ("зеленые эльфы"["зеленый народ"]). После смерти Денетора небольшая часть Нандор поселилась в Дориате, их называли "эльфы-гости". Всех Нандор также называли [Линдил, Линдэзил], что происходит от их самоназвания "линди", восходящего к общему имени всего третьего клана (квенийское Линдар).

Телери называют также "всадниками волн", "поющими на берегу", "свободными", "стремительными", "эльфами стрелы", "эльфами моря", "корабельщиками", "пасущими лебедей", "собирателями жемчуга", "синими эльфами", "народом Ольве" (вероятно последнее название относится не ко всем Телери). Нандор называют "народом Ленве", "лесными эльфами" (так называли еще и подданых Трандуила, которые, впрочем, были частично Нандор), "скитальцами", "эльфами палицы", "зелеными эльфами", "коричневыми эльфами", "потаенным народом". Те из них, кто пришел в Белерианд, назывались "эльфами семи рек" (см. Оссирианд), "невидимыми певцами", "лишенными короля", "безоружными" и "потерянным народом" (поскольку они перестали существовать как народ). Синдар называют "друзьями Оссэ", "эльфами сумерек", "серебряными (серебристыми) эльфами", "чародеями", "укрытыми Мелиан", "родичами Лютиен", "народом Эльвэ". Для некоторых из этих (а также приведенных выше для Нолдор) названий в ранних текстах приводятся эльфийские переводы, но они здесь не приведены, поскольку относятся к ранним версиям эльфийских языков.

Синдар, оставаясь единым народом, разделялись по географическому признаку по крайней мере на три части: [Иатрим] (по-видимому "огражденный народ") - жители Дориата, [Фалатрим] (по-видимому "народ Фаласа" или "прибрежный народ") - жители побережья, и [Митрим] (по-видимому "серый народ") - северные Синдар, жившие на землях вокруг озера Митрим. Их диалекты синдарина немного различались. Слова [Эглат], [Эглайн] и [Эглазрим] (все три означают "брошенные") были самоназваниями Синдар, но [Эглат] часто использовалось для обозначения той их части, что осталась в Средиземье ради поисков Эльве(они, вероятно, жили по большей части в Дориате), а [Эглайн] и [Эглазрим] обозначали обычно Фалатрим. Возможно, это вариации одного и того же слова на диалектах дориатских Синдар (то есть [Иатрим]) и [Фалатрим]. Однокоренное слово Хекелди ("забытые или брошенные друзьями, бездомные, изгнанники") в Квенья обозначало всех Эльдар, оставшихся в Белерианде. Кроме того, Синдар называли также [Элувайт]("подданые Элу"), отличая их таким образом от появившихся в Белерианде Нолдор (по-видимому все Синдар признавали верховную власть Элу Тингола над собой) и Лембери ("задержавшиеся").

Названием всей расы эльфов были слова Квенди ("говорящие") и [Элезрим, Эзил, Элрим, Элдрим, Элин - но наиболее употребительна была первая форма] ("звездный народ" или "звездные"). Эльфы начали называть себя Квенди тогда, когда они еще не знали о существовании каких-либо других говорящих народов. Согласно легенде, Вала Оромэ назвал эльфов, когда впервые увидел их, "звездным народом", так появилось название Эльдар [Элезрим]. Однако слово Эльдар слилось со словом Эльдор ("те, что идут"), которое обозначало всех эльфов, откликнувшихся на призыв Оромэ. Поэтому Эльдар (также Эльдалиэ) стало использоваться в этом последнем сымсле, хотя теоретически могло означать и всех эльфов в целом. Тех, кто отказался отправляться в Великий Поход, называли Авари [Эвайр] ("отказавшиеся").

Тех эльфов, кто покинул Средиземье и ушел в Валинор, называли Оарелди [Озил, Гозил] ("ушедшие"). Слово [Гозил] стало потом использоваться для обозначения вернувшихся в Белерианд Нолдор, тогда как тех, кто остался в Валиноре, Синдар называли [Гвенвин,Гвенвил] ("ушедшие, отбывшие").

В Квенья использовались слова Калаквенди ("эльфы света") (или Тарэльдар ("высокие эльфы")) и Мориквенди ("эльфы тьмы"), которые обозначали исходно тех эльфов, кто жил (хотя бы когда-то) в Валиноре и тех, кто никогда в Валиноре не был (таким образом все Синдар, кроме Тингола, были Мориквенди). Однако после прихода Нолдор в Белерианд, слово Калаквенди перестало употребляться (кроме как в книгах знаний), а из числа Мориквенди исключили Синдар - таким образом "Мориквенди" стало, видимо, обозначать в основном Авари и Нандор. Вместо старых терминов для различения эльфов Амана и остальных стали использоваться слова Аманьяр, Аманельди ("Аманские") и Уаманьяр, Уманьяр, Уманельди ("не-Аманские"). В Синдарине использовались слова [Келбин] ("светлые") и [Моэрбин] ("темные") - первое из них обозначало всех эльфов, кроме Авари, а второе - Авари и всех не-эльфов. На самом деле Синдар называли словом [Моэрбин] всех, приходивших в Белерианд из окрестных земель, даже Нандор в начале (до того, как распознали в них близких родичей). Впоследствии в разряд [Келбин] перешли также [Эдайн] (хотя их редко называли этим словом) и слово [Келбин] стало использоваться примерно в значении "союзники в войне против Моргота", так что туда могли включаться и отдельные Авари (тех же союзников обозначало, по-видимому слово [Дунэзил] ("западные эльфы")). Слово [Морнэзел] ("темный эльф", мн.ч., вероятно, [Морнэзил]), было синонимом к слову Авар в Квенья. Термин "восточные эльфы" обозначал, скорее всего, тех же Авари, тогда как "западные эльфы" были Эльдар.

Следует упомянуть также [Таварвайт] ("лесные эльфы", "Silvan Elves"). Это были, по-видимому, те из Нандор, кто не пришел в Белерианд, или некоторая их часть. Из их числа по большей части состояли [Галазрим], "древесный народ" - эльфы Лориэна.

Источники:
    * The Hobbit. Ch. 8.
    * The Lord of the Rings. Book I. Ch. 6. Appendix F.
    * The Silmarillion. Quenta Silmarillion. Ch. 3, 5. Index.
    * The Unfinished Tales. Part Two. Ch. IV. Appendices A, E.
    * The History of Middle-Earth, v. V. The Lost Road. Appendix II.
    * The History of Middle-Earth, v. X. The Morgoth's Ring. Part Three, "The Later Quenta Silmarillion". I. "The First Phase". Ch. 3.
    * The History of Middle-Earth, v. XI. The War of the Jewels. Part Four, "Quendi and Eldar".

Составители: Талиорне

ссыль: http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet … elves.html

Авари (Avari)
Один из двух (наряду с Элдар) народов Эльфов. В отличие от Элдар, которые ушли с Оромэ в Валинор от берегов озера Куивиэнен, Авари никуда не уходили и остались жить там.
Об Авари (как и о Востоке вообще) известно немногое.
Существует мнение, что народ короля Трандуила на значительную часть состоял из Авари.
Также существует мнение, что именно захваченные в плен Авари послужили основой для создания орков Мелькором в Предначальную Эпоху задолго до создания Солнца и Луны.
В "The Book of Lost Tales I" рассказывалось о короле Авари по имени Ту (Tû), который вел войны с Мелькором и был достаточно сильным магом. Также рассказывалась история о том, как один из Авари проник в долину и обнаружил там спящих детей. Это были Люди, которые еще не пробудились и ждали Солнца и Луны. Ту запретил эльфу будить этих детей, опасаясь гнева Илуватара, но эльф не послушался и все же разбудил двоих. Так первые из Людей пробудились еще до Солнца и Луны.

Ваниар (Vaniar)
Одно из трех племен Эльфов, ушедших вслед за Оромэ от озера Куивиэнен на запад. Ваниар были единственным эльфийским народом, покинувшим берега Куивиэнен полностью (часть двух других племен - Нолдор и Телери - осталась там, отказавшись уйти в Аман).

Ваниар были самым немногочисленным из трех племен. Они шли первыми и первыми достигли берегов Великого Моря. Ваниар вместе с Нолдор были перевезены Ульмо через море в Аман на острове Тол Эрессэа.

Правителем Ваниар был Ингвэ ; он считался также верховным правителем всех Эльфов. Имя Ваниар означает на Квэниа "светлые" - из всех Эльфов лишь у Ваниар ( и у некоторых потомков от браков Ваниар и Нолдор) были светлые, золотистые волосы.

В Амане Ваниар вместе с Нолдор поселились в Тирионе , городе, выстроенном ими на холме Туна в ущелье Калакириа , и долго жили там. Однако с течением лет любовь Ваниар к Валар и свету Телпериона и Лаурелинa росла, и, наконец, они покинули Тирион и с тех пор жили на склонах горы Таникветил . Манвэ и Варда любили Ваниар более других Эльфов, особенно Манвэ, который оделил их даром пения и поэзии.

Ваниар питали инстинктивное недоверие к Мелькору , и распространяемая им среди Эльфов ложь никак на них не подействовала. В мятеже Нолдор они также не приняли никакого участия.

В конце Первой Эпохи Ваниар первый и последний раз вернулись в Среднеземье : в составе войск Запада в дни Войны Гнева . Но вообще дела Среднеземья их волновали мало, и они никогда не сожалели о своем уходе в Аман.

Ваниар, как и Нолдор, говорили на Квэниа , хотя их диалект Квэниа был несколько отличен от речи Нолдор. Согласно "Квэнта Сильмариллион", именно Ваниар принадлежат наиболее распространенные имена Луны и Солнца - Исил и Анар.

Комментарии Талиорне

The Lost Road and other writings, "Lhammas"

(Lindar - это Ваниар)
Thus an ancient form of Lindarin speech became early fixed <...> as a language of high speech and of writing, and as a common speech among all Elves; and all the folk in Valinor learned and knew that language. It was called by the Gods and Elves 'the Elvish tongue', that iz Qenya, and such it is usually now named <...> but the speech of daily converse among the Lindar has not remained as Qenya, but has changed therefrom, though far less than have Noldorin or even Telerin from their own tongues in the ancient days of the Trees.

Это отдельная большая работа посвященная истории языков. К сожалению она из ранних текстов и во многом не сходится с поздними. В поздних текстах Quenya (а не Qenya, как здесь) - язык Нолдор, а не Ваниар.
В поздних текстах есть косвенные упоминания:

The War of the Jewels, "Quendi and Eldar"

Quendya, which remained in the Vanyarin dialect, but in Noldorin became Quenya. This was only used with reference to language...
...The change was regular in both Vanyarin and Noldorin dialects of Quenya.

В той же работе сказано, что Ваниар заимствовали из Валинора гораздо больше слов чем Нолдор.

Нолдор (Noldor)
Одно из трех племен Эльфов, ушедших вслед за Оромэ в Аман от берегов Куивиэнен. Нолдор шли вторыми - после Ваниар, но раньше, чем Телери. В Амане Нолдор вместе с Ваниар поселились в Тирионе, выстроенном ими в Калакириа вблизи берегов Великого Моря, и в окружавших его холмах и долинах, но много странствовали по Валинору в поисках новых знаний.

Имя "Нолдор" означает на Квэниа "знающие, мудрые". Из всех Эльфов Нолдор были самыми искусными в ремеслах и более других стремились узнавать новое. В Амане они были учениками Аулэ. Нолдор первыми открыли в недрах земли драгоценные камни и научились их обрабатывать, а позже сами стали создавать самоцветы, красивее природных. Первым, хотя не единственным в этом искусстве был Феанор, величайший из мастеров Нолдор. Среди знаменитых творений Нолдор - Гондолин, не уступавший по красоте Тириону в Эльдамаре, Элессар, Палантири, и, разумеется, величайшее создание Нолдор - Сильмариллы, чья история неразрывно сплетена с судьбой Арды. Нолдор были искусны не только в ремеслах, но также в языке и письменности - они изобрели первый алфавит, Тенгвар, и легко учились новым наречиям.

Нолдор были черноволосыми, со светлой кожей и серыми глазами, хотя, по-видимому, существовали исключения. Род Нерданель, жены Феанора, обладал рыжевато-коричневым цветом волос, хотя он, видимо, был редок. Кроме того, потомки браков Нолдор и Ваниар иногда наследовали золотые волосы Ваниар - как Финарфин и его потомки, а также Идриль.

Правителем Нолдор был Финвэ. Его жена Мириэль уснула навсегда в садах Ирмо после рождения сына, Феанора. Позднее Финвэ женился вторично на Индис из Ваниар, и имел еще двух сыновей - Финголфина и Финарфина. Между Феанором и его единокровными братьями привязанности, однако, не было.

Мелкор, который ненавидел Эльфов, считая их причиной своего пленения, и завидовал их искусству, завязал притворную дружбу с Нолдор, предлагая им знания, которые всегда их привлекали. Он сеял среди Нолдор лживые слухи, в результате многие Нолдор затаили недоверие против Валар, а между Феанором и его братьями началась распря.

После похищения Мелкором Сильмариллов и убийства Финвэ среди Нолдор начался мятеж, предводителем которого был Феанор. Большая часть Нолдор против воли Валар покинула Аман и вернулась в Среднеземье, чтобы отвоевать у Мелкора Сильмариллы. Феанор и его сыновья поклялись возвратить себе Сильмариллы любой ценой, кто бы ими ни владел - клятва, принесшая Нолдор многие беды. Часть Нолдор, однако, осталась в Амане; ими впоследствии правил Финарфин.

Для того чтобы переправиться в Среднеземье, Нолдор силой захватили корабли Телери, убив многих из них. Мятеж против Валар и Братоубийство в Альквалондэ привели к тому, что Валар наложили запрет на возвращение Нолдор в Аман; тогда же произнесено было Пророчество Севера, предвещавшее Нолдор в Среднеземье горе, гибель, распри и предательства.

Вернувшись в Среднеземье, Нолдор сразились с Морготом в Дагор-нуин-Гилиат. Битва кончилась бегством Моргота в Ангбанд после первого восхода Солнца, но в ней погиб Феанор. Шестьдесят лет спустя состоялась Дагор Аглареб, в ней силы Моргота были разбиты и началась четырехсотлетняя Осада Ангбанда - годы мира и покоя. Тем временем Нолдор заселили Белерианд. Два с половиной столетия спустя Финрод Фелагунд впервые встретил Людей, и Три Дома Атани поселились в Белерианде, став союзниками Нолдор.

Дагор Браголлах и последовавшая за ней восемнадцать лет спустя Нирнаэт Арноэдиад сокрушили силы Нолдор в Среднеземье, а вскоре пали и последние их тайные оплоты - Нарготронд и Гондолин. Остатки Нолдор бежали на юг, в устье Сириона. В конце Первой Эпохи Эарендил, по матери потомок Нолдор, принес в Аман Сильмарилл, и Валар наконец вмешались в дела Среднеземья. В последовавшей Войне Гнева Моргот был побежден и выброшен за пределы мира. Запрет Валар на возвращение Нолдор на запад был снят (хотя, по одной из версий, исключая Галадриэль, единственную уцелевшую к тому времени из тех, кто стоял у истоков мятежа), и большинство из них вернулось на запад. Однако часть Нолдор задержалась в Среднеземье, не желая сразу покидать его.

Во Вторую и Третью Эпоху Нолдор жили в Линдоне и Эрегионе, последнем королевстве Нолдор в Среднеземье, позже разоренном Сауроном; а с 18-го столетия Второй Эпохи также в основанном Элрондом Имладрисе. Они, однако, пользовались дарованным им правом уходить на Запад, и их становилось все меньше. Последние из Нолдор покинули Среднеземье, вероятно, в начале Четвертой Эпохи.

Язык Нолдор - Квэниа, древнее наречие, общее когда-то для всех Эльфов. В Белерианде Нолдор вскоре отвергли Квэниа и пользовались Синдарином, особенно после эдикта Тингола, запрещавшего пользоваться Квэниа в его владениях. Однако он остался языком книжного знания, эквивалентом средневековой латыни, и в таком качестве просуществовал как минимум до начала Четвертой Эпохи.

Телери (Teleri)
Одно из трех племен Эльфов, ушедших в Аман вслед за Оромэ от берегов озера Куивиэнен. Телери были самым многочисленным народом, и шли последними, часто задерживаясь в пути - многие из них колебались между желанием остаться в Среднеземье и стремлением к свету Валинора. Поэтому ушедшие ранее и дали им имя "Телери", "Последние". Сами они называли себя Линдар, "Поющие". Все Телери любили музыку и были лучшими певцами среди Эльфов.

Известно также еще одно имя Телери, также на Квэниа - Нендили, "Любящие воду". Любовь к воде отличала всех Телери; те из них, кто достиг западных берегов, навсегда полюбили море. И у тех из Телери, кто не дошел до Великого Моря и жил в Среднеземье вдали от него, в душе просыпалась неутихающая тяга к морю, если им случалось увидеть его (так случилось в дни Войны Кольца с Леголасом). Те из Телери, кто достиг Амана, жили на морских берегах и многому научились от Ульмо.

Поскольку число Телери было велико, у них было два вождя: братья Элвэ и Олвэ. Достигнув долины Андуина и увидев впереди Мглистые Горы, в ранние дни Арды более высокие и грозно выглядевшие, чем впоследствии ( Мелькор увеличил их высоту, чтобы замедлить продвижение Оромэ), часть Телери, долго обитавших на восточном берегу реки, отказалась от дальнейшего путешествия на запад и ушла вниз по течению Андуина, поселившись в тамошних лесах. Они стали зваться Нандор; их вождем был Ленвэ.

Телери достигли Белерианда гораздо позже Ваниар и Нолдор, и поселились на время в Восточном Белерианде, за Гелионом. Когда Ульмо созвал Ваниар и Нолдор, чтобы перевезти их через Великое Море на острове Тол Эрессеа в Аман, до Телери его призывы дошли слишком поздно.

Узнав об уходе Ваниар и Нолдор, многие Телери переселились на берега Великого Моря, к устью Сириона, избрав своим вождем Олвэ. Здесь они прожили долго; их друзьями и учителями стали Майар Ульмо - Оссэ и Уинен. От Оссэ Телери многое узнали о море. Много лет спустя Ульмо, вняв просьбам Ваниар и Нолдор, вернулся за Телери в Среднеземье. Часть из них, однако, Оссэ убедил остаться на берегах Белерианда - они стали зваться Фалатрим; их правителем был Кирдан Корабел.

Другая часть Телери также осталась в Среднеземье - они искали Элвэ, пропавшего в лесах Белерианда, не желая уходить на запад без него, и называли себя Эглат, "Покинутые". Элвэ часто бродил в лесах Белерианда и однажды, встретив в лесу Нан Элмот Мелиан, Майа из Валинора, провел там долгие годы. Элвэ и Мелиан поселились в Белерианде; они правили Эглат, которые с той поры получили имя Синдар.

По просьбе Телери Ульмо остановил Тол Эрессеа в заливе Эльдамар, и Телери долгое время прожили на острове - но вблизи света Амана. Однако их желание увидеть свет Валинора постепенно росло, хотя и боролось с любовью к морю; наконец Оссэ по велению Валар научил Телери строить корабли, и впряженные в них лебеди перевезли Телери на берега Амана. Там, к северу от Калакириа, они выстроили свой город Альквалондэ. Они много плавали в водах залива Эльдамар на своих кораблях, которым придавали форму лебедей и которые ценили так же высоко, как Нолдор - сотворенные ими самоцветы. Они добывали в водах залива жемчуг, которым украшали свой город. Телери ценили серебро выше золота; их искусство работы по серебру признавали даже Нолдор.

Телери Амана получили имя Фалмари. Они держались несколько обособленно, вдали от большинства дел Валар, Ваниар и Нолдор, хотя бывали в Тирионе и Валмаре.

Телери не принимали участия в волнениях Нолдор, последовавших за гибелью Телпериона и Лаурелин и похищению Сильмариллов. Когда Феанор во время мятежа Нолдор потребовал у Олвэ корабли для того, чтобы переправиться на них в Среднеземье, Олвэ отказал ему. Нолдор напали на Телери, чтобы отнять корабли силой, и произошло сражение, в ходе которого многие Телери, вооруженные лишь легкими луками, погибли, а их корабли были у них похищены.

В конце Первой Эпохи Телери встретили и приютили Эльвинг, пришедшую в Альквалондэ, когда она ждала на берегах Амана возвращения Эарендила.

Практически никто из Телери не участвовал в Войне Гнева из-за резни в Альквалондэ; но, вняв просьбам Эльвинг (которая была в родстве с Телери), они предоставили свои корабли для того, чтобы переправить войско Валинора через Великое Море; правили этими кораблями также мореходы из Телери.

О внешности Телери известно немного, хотя есть сведения о том, что Синдар, являвшиеся частью Телери, походили на Нолдор: высокие и темноволосые. Однако у некоторых из Телери (главным образом тех, что были в родстве с Элвэ. ) волосы были серебристыми. Такого цвета волосы имел сам Элвэ, Эарвен, дочь его брата Олвэ, Келеборн, внук другого брата Элвэ - Эльмо, Кирдан Корабел, также состоявший в родстве с Элвэ, хотя степень этого родства неясна. Язык Телери Амана - Телерин, ветвь Квэниа, которая за годы их пребывания на Тол Эрессеа отдалилась от Квэниа Нолдор настолько, что сделалась отдельным наречием - так, Финарфин, часто бывавший среди Телери и женившийся на Эарвен, должен был учиться Телерину.

Телери Среднеземья говорили на еще более удаленных от Квэниа наречиях, самым известным из которых является Синдарин.

ссиль: всё с куличики

0

2

Основы Эльфийского права

(Комментарий к "Истории Финвэ и Мириэли")
[эпиграф вырезан]

Итак, Толкиен не включил "Историю Финвэ и Мириэли" в "Сильмариллион". На самом деле я его понимаю. Текст тяжелый, и Толкиен явно понял, что "Спор Валар" не хочет принимать литературную форму и в "Сильмариллион" просто не лезет. Все мои усилия придать переводу удобочитаемый вид не привели его к таковому виду. Но в конце концов я сочла, что любознательный и нуждающийся прочтет и так, и взяла на себя смелость высказать некоторые мысли об этом произведении.

Сама по себе история расторжения брака Финвэ и Мириэли малоинтересна. Никаких фундаментальных последствий для содержания "Сильмариллиона" подробности этого развода не несут, так что если уж говорить о них, то лишь как о поводе для Спора Валар, затрагивающего важнейшие этические концепции.

Разумеется, каждый читатель имеет свое мнение об этом Споре, я же хочу сказать свое, а именно несколько слов о месте этих концепций в общей этической структуре Мира Толкиена.

Мудрецы эльдар считают запись Спора Валар одним из важнейших документов Закона. Неудивительно, ибо в этой записи видно, как создаются фундаментальные законы, на основе чего они создаются и что принимается во внимание. Конечно, "Статут Финвэ и Мириэли" - закон глобальный и данный эльдар Стихиями, но, без сомнения, процедура его создания являлась образцом для создания законов самими эльдар, в рамках культуры, созданной в Валиноре и принесенной нолдор в Средиземье. Что такое закон? Некое формально утвержденное правило для соблюдения в рамках определенного общества, которое обычно включает в себя какие-то гарантии его соблюдения, например наказание за нарушение (в отличие от обычая, который никто не утверждает формально). Поскольку порядок вещей в Арде (Рок), как я уже писала, имеет этическую природу, то валар - выразители и блюстители этого порядка вещей - строят новые законы Арды на основе уже включенных в этику закономерностей, то есть того, что в привычных нам терминах именуется СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЕЙ. И вот, перед нами система, очевидно, основополагающих ценностей цивилизации Вышних Эльфов.

Самой глубокой и неизменной ценностью в ней, опорой для всех важнейших добродетелей, является АРДА АЛАХАСТА, Арда Неискаженная, как единство обоих смыслов, которые можно подразумевать за этим понятием: одновременно и тот изначальный замысел Творца, который проступает за всеми Искажениями, и мечта об Арде Исцеленной. Это ценность абсолютная, ибо в Неискаженной Арде нет зла. Арда Алахаста является опорой и источником для Надежды, которая вместе со своим конкретным проявлением - Терпением - оказывается важнейшей добродетелью Детей Эру. Что значит "нет зла"? Нам, рожденным в Арде Искаженной, сложно это понять. Уже давно жанр утопии опровергнут жанром антиутопии, ибо зло заложено в природе Детей Эру (каковыми и мы с вами в общем-то являемся, будучи в этом мире людьми) и уж они везде напакостить сумеют... Но заметьте: в Арде Неискаженной нет понятия "добро", потому что оно имеет смысл только в противопоставлении с понятием "зло". В Арде Неискаженной всем оценочным понятиям типа "хорошо", "благо", "верно", соответствует понятие "ЕСТЕСТВЕННО". Все процессы там естественны, т.е. следуют природе явлений, задуманной Творцом. (Такой мир внутренне непротиворечив.) А в Арде Искаженной появляется критерий выбора "меньшего зла из двух": хорошо то, что более соответствует естественному порядку вещей Арды Неискаженной. Это и есть основа этики Мира Толкиена.

Но Искаженная Арда - данность, и зло в ней всегда возможно. И поскольку оно действите 1000 льно совершается, необходим иной критерий: мера реального зла и сведение к минимуму его последствий. И это СПРАВЕДЛИВОСТЬ - следующее понятие в разбираемой системе ценностей, высшая закономерность порядка вещей в Арде Искаженной, то есть Рока. Ясно, что Справедливость как явление принадлежит Арде Искаженной, так как в Арде Неискаженной она просто не имеет смысла. Из этого, разумеется, не следует, что Справедливость есть зло. Но она - горькое благо: она принимает зло как существующее явление и может остановить его конкретные проявления, но не "исцелить" его. Итак, Справедливость Арды Искаженной определенным образом соответствует Естественности Арды Неискаженной. Но Справедливость по природе своей есть мера, и потому она всегда подходит к делу формально, извне, а не изнутри. Она принимает во внимание только реальные факты и явления.

Но зачастую зло проявляется в искажении намерений тех, кто сотворил нечто, повлекшее за собой злые последствия. Такие подлежат суду Справедливости за реальные дела, но она не в силах учитывать изначальное добро их намерений. Таким образом, возникает необходимость в МИЛОСЕРДИИ.

Там, где Милосердия нет, говорят о Жестокости. Часто говорят, что Рок жесток.

Но в таком суждении нет смысла: Справедливость не может быть жестокой или милосердной. Справедливость и Милосердие - явления одного порядка, дополняющие друг друга.

Итак, основа системы ценностей эльфийской культуры:

- Арда Алахаста (Арда Неискаженная)

- Справедливость

- Милосердие

В Арде Искаженной понятия Справедливости и Милосердия воплощают Мандос и Ниэнна, брат и сестра.

Итак, исходя из идеала Арды Неискаженной, в соответствии со Справедливостью и принимая во внимание возможность Милосердия, создавались законы эльфийской цивилизации.

Разумеется, были ценности и иного уровня, меньшего порядка. Такие ценности опирались на вышеописанные основополагающие и в своем прогрессе обязаны были оставаться в согласии с ними. Ниже я привожу некоторые из них, хотя не могу сослаться на конкретную работу, в которой они описаны, а описываю по намекам, репликам и т.д., встречающимся в различных произведениях Толкиена.

И первым из таких было, очевидно, РОДОВОЕ ПРАВО. Это неудивительно. И не потому, что "это традиционно для подобных культур" - не путайте причину со следствием. Просто основой родственных отношений является любовь, наиболее сильное и святое чувство, одно из самых ярких проявлений Арды Алахаста в Арда Хастайна. Понятие родства неизменно почиталось, и настолько, что являлось основой иерархической структуры эльфийской цивилизации. Заметьте, что ваньяр, духовно наиболее близкие к Арда Алахаста, называются "дети Ингвэ". Но и в наиболее популярном проявлении цивилизации эльдар, у нолдор, иерархия основана на понятиях типа: "Король - отец народа".

На родовом праве основаны "правила вежества" (этикет). Важнейшим является понятие очередности поколений, т.е. принадлежащий к предыдущему поколению считается "старшим в роду", хоть он и мог родиться по счету лет позже кого-либо из "младших". Следующим было, видимо, ЦЕХОВОЕ (профессиональное) ПРАВО. Здесь проявился следующий факт: эльфы созданы для творчества. Цивилизация эльфов молодая, к тому же их мышление, в основе своей синтетическое, куда менее склонно к структурированию и анализу, чем мышление людей, и потому творчество ума и творчество рук у них идут рядом, а цех, т.е. творческое единство, являлся важным общественным образованием. Родственные отношения, тем не менее, были более тесными и более "сакральными" (почитаемыми), и поэтому, по-видимому, родовое право имело преимущество перед цеховым.

Духовного сословия как такового в рассматриваемой культуре не было, т.к. в нем не было нужды: эльдар общались с Высшими Силами (валар) напрямую, им не нужны были посредники. Поэтому не было и религиозного права, намеки на которое можно встретить, например, в культуре синдар или нандор.

А вообще эльдар не слишком-то нуждались в законах на все случаи жизни. Эльфы - существа естественные и гармоничные, и потому в большинстве случаев 706 поступают в соответствии с общей системой ценностей, исходящей из естественности Арда Алахаста. Я не думаю, что у них были подробно расписанные кодексы типа имущественного, трудового и т.д. Они глубоко постигали связь вещей и действовали в соответствии с основными закономерностями типа описанных выше.

Но зато в их жизни большую роль играли обычаи - закономерности традиций, основанные на "вежестве", т.е. культуре социального общения. Обычай не возникает в один момент, для его установления нужно время, и гарантия его соблюдения - не угроза наказания, но уважение к окружающим, их умению и опыту.

Автор: Эйлиан, 1996
Источник: Арда-на-Куличках

0